Владимирская обл. Шушморский выживальческий поход. 17-19 июля 2015 г.

Перед походом

В один из будничных вечеров Кир (Joker) предложил всем желающим на ближайших выходных наведаться в Шушмор — поесть дикорастущей еды, подышать по-настоящему чистым воздухом и просто хорошо провести время. Так как из членов Клуба был только один Кир, то и взять с собой он мог только троих. Из всех желающих были отобраны я, Роман и Ди. Ну а чтобы всем было интереснее, было поставлено условие: полезного груза можно брать с собой не более 7 килограмм.

Кир при этом дал совет — брать с собой 2 литра бутилированной воды и 5 кг всего остального. Я поначалу воспринял это ограничение в том ключе, что вес рюкзака не учитывался, и сильно воспрянул духом — на 5 кг можно было взять и тушенки хорошей, и овощных консервов, и высокоэнергетических шоколадок много. Но меня быстро спустили с небес на землю — рюкзак входил в ограничения, при этом еще и нужно было взять с собой сменную одежду и плед для ночёвки, поскольку на запланированные даты обещали непогоду. Единственной поблажкой было то, что оружие выживания и заряды к нему не входили в обусловленные ограничения.

Обзаведясь простейшими пружинными весами, я быстро понял, что 5 кг — это предельно мало. Судите сами:

— рюкзак — от 1.5 (на 35 литров) до 2.5 кг (на 60 литров);

— «легчайший» флисовый плед — 0.5 кг;

— небольшая ручная пила Fiskars — 250 г;

— пончо — 450 г;

— аптечка — 350 г;

— топор — 1.5 кг;

— котелок и столовые приборы — 300 г;

— мелочи а-ля фонарика, перчаток, спичек — 200 г.

Однако, здравствуйте. После взятия минимального комплекта снаряжения веса на еду оставалось совсем ничего — менее 500 г. При этом оказалось, что одна только банка тушенки весит 325 г, а надо было рассчитать полноценных 5-6 приемов пищи. В итоге я взял с собой сублимированные наборы «картофельное пюре с говядиной» и «рис с курицей», один пакетик овсянки, одну плитку шоколада и восемь стиков кофе. В общем-то, это был просчет номер один — когда идешь в место, где туго с питьевой водой, лучше поступиться каким-либо предметом комфорта, но взять с собой консервированную пищу, требующую только разогрева, но не заваривания. Идеальным в данном случае оказался бы армейский сухпай, обзор которого Кир выкладывал в этом блоге раньше. Собственно, похожим сухпаем он и питался все два с половиной дня похода. Роман и Ди умудрились втиснуть в рюкзаки по банке тушенки и различные каши.

В мой рюкзак, помимо разрешенных 7 кг, был втиснут пневматический пистолет Crosman 1377 «Крыс» с винтовочным прикладом и оптическим прицелом. Не то чтобы это было серьезное оружие выживания, но отпугнуть собаку ночью сгодится.

Пятница, 17 июля

Сбор был назначен на послеобеденное время пятницы. Мы погрузились на электричку до Рошали, откуда без особых приключений на такси всего за 600 рублей (смешные, по московским меркам, деньги за такое расстояние) добрались до поселка Мишеронский (Мишеронь), где остановились возле лесного хозяйства и сразу же нырнули в лес.

За пятницу мы преодолели одним махом примерно треть запланированного расстояния, после чего устроили привал. На стоянке Кир провел небольшой мастер-класс по превращению пончо в палатку-навес. Кстати, на заметку: из декатлоновского пончо получается практически такой же по вместительности навес, как и из сплавовского мегакрутого и мегадорогого. Получилось два аккуратных домика, из того расчета, что на стоянках по ночам два человека будут дежурить, а два спать.

Во время заготовки дров Шушмор проявил себя в первый раз (Примечание Ди: Нене, это не первый раз. Только-только зайдя в лес, Рома порвал лямку рюкзака) — у Ромы в руках сломалось полотно мой пилы, и так уже изрядно пострадавшей во время моего первого путешествия в эти края вместе со Вжиком и Ди. В итоге пришлось расчехлить мой топор, хранившийся у Ди в рюкзаке, и заготавливать дрова «шумным» способом. «Ну всё, теперь весь лес знает, что мы здесь.» — флегматично прокомментировал Кир, прислушиваясь к пению топора в Роминых руках. Ну, раз уже можно шуметь, так пошумим на славу! :-) Я расчехлил и собрал Крыса, Кир достал светошумовые заряды «Блик» и мы чуть-чуть постреляли по мишеням.

В первую ночь мы с Киром остались дежурить первыми, а Рому и Ди отправили спать. Но, как водится, у ребят было что обсудить, поэтому в итоге все четверо проболтали большую часть ночи практически до времени передачи смены. Мы-то с Киром отправились потом спокойно спать, а вот ребятам пришлось до утра не смыкать глаз :-)

Суббота, 18 июля

Слово Роме:

«Было это ранним утром 18.07.2015. Дежурили я и Ди. Запас дров понемногу заканчивался и Ди со словами «Пойду-ка я поищу дров» ушла на Запад от лагеря в поисках оных. Через некоторое время меня смутило отсутствие звука ломающихся веток, а также прочих аналогичных звуков, характерных для процесса добычи дров.
И вдруг Ди идет к лагерю и с безумными от радости глазами объявляет: «Какие нахрен дрова, там целая поляна черники!», берёт котелок и уходит все в том же направлении от лагеря, но уже с изменившейся целью – добыть ягод к чаю.
Ну, коль скоро необходимость в обеспечении лагеря в топливе не отпала, я решил этим заняться, но допустил «небольшую» тактическую ошибку, направился всё в том же западном направлении от лагеря, аккурат к «минному», то бишь черничному, полю.
Через некоторое время меня можно было обнаружить за процессом поглощения этих нереально вкусных ягод и отчасти за оказанием помощи в наполнении котелка Ди.
Ди так и не успела реализовать свою идею – сфотографировать черничный натюрморт и выложить его в Сеть. Идея попить чаю с этими дарами леса также не была реализована, поскольку ягоды скоропостижно закончились. А Ди посетила мысль, что было бы неплохо иметь лицо цилиндрической формы, чтобы можно было им упасть в котелок и есть этим лицом ягоды, а не ковыряться ложкой ))
Дров мы-таки добыли :)»

Проснувшись и вытряхнув муравьев из ушей, мы быстро позавтракали и выдвинулись дальше по маршруту. Поскольку ночью был небольшой дождь, нам посчастливилось не просто увидеть, но и форсировать так называемые «песчаные пляжи Шушмора». Дело в том, что Шушморский лес стоит на очень сухой песчаной почве, а дороги там постоянно ныряют вверх-вниз, что в итоге составляет самые благоприятные условия для появления огромных луж, красиво обрамленных песчаными берегами. По ходу неспешного продвижения нам попадалось просто немереное количество дикорастущей еды — черники, смородины, голубики, малины, земляники, даже брусника кое-где поспела. Поэтому мы регулярно останавливались пожевать чего-либо кисло-сладкого и — обязательно! — богатого витаминами.

А еще были грибы. Нет, не так. А еще БЫЛИ ГРИБЫЫЫЫ! Помните, я писал, что ночью в пятницу прошел дождик? Вот они и повылезали. По сути, всё, чем мы занимались большую часть субботы и воскресенья — собирали грибы. Веселый киров возглас «Грибс!» доносился практически каждый десяток шагов. Под конец мы стали даже привередничать — например, Кир брал только белые, лисички, подосиновики и козлята, а всякие сыроежки да подберезовики просто не трогал, даже если замечал. Ди, с другой стороны, собирала практически всё. Я же занимался травосбором. Царский зверобой, коровяк, очиток, вереск, вороний глаз — всего не перечесть. Дары леса щедры, достаточно просто открыть глаза.

В обеденное время мы дошли до реки Большая Ушма. По факту, это единственное место, где можно набрать проточной воды. Шушмор богат болотами и стоячими озерцами, а вот родников с чистой водой там нет. Рома, которого отправили наполнить три литровые бутылки из-под «Шишкиного леса», радостно приветствовал нас при возвращении возгласом «А вот и супчик!». Действительно, вода из Большой Ушмы торфяная, желтоватого цвета и требует не только акватабирования и фильтрации, но и обязательного последующего кипячения. К слову, нормально отфильтровать эту воду возможно разве что мощным армейским фильтром, который не только фильтрует, но и обеззараживает.

В обед же мы с Ди получили легкий нагоняй от Кира за второй просчет. В походе нельзя умалчивать, если у тебя натерло ногу, схватило сердце, заболела голова или еще что-то приключилось, что может сказаться на твоей способности вообще куда-либо идти. Если строить из себя героя, то можно подвести всю компанию, обузой на чьи руки ты в последствии непременно ляжешь. Мы пообещали больше не геройствовать, и дальнейший поход проходил мирно и весело :-)

К вечеру мы дошли до второй стоянки — старого места Клуба, где остались до утра. Снова растянули две палатки-навеса, еще немного пособирали грибы (у нас прямо под боком росло две большие семейки хороших крупных лисичек) и сели ужинать. После ужина Кир сварил на всех чаю со смородиной и листьями брусники. Получилось на редкость освежающе и вкусно.

Кстати, заготовка дров на второй стоянке происходила на редкость феерично. Дело в том, что мы остановились на месте старого лесоповала, где на земле лежало достаточно поваленных стволов сосенок приблизительно в руку толщиной. Мы с Ромой брали их в обе руки и били по стволам стоящих деревьев, отбивая чурбачки примерно в локоть длиной. Нам не пришлось рубить ни одного живого дерева в этот день, чему я, в принципе, был рад. Дров хватило до утра с лихвой, еще и осталось немного.

На сей раз дежурить первыми решили Кир с Ромой, а мы с Ди перехватывали эстафету в 3 часа ночи.

Воскресенье, 19 июля

С утра был небольшой туман, который быстро рассосался. По правде сказать, ранее утро — моя любимая пора дня, когда я нахожусь в лесу. Нет ничего более приятного, чем приветствовать солнце широко открытыми глазами, впитывая всем своим естеством дыхание пробуждающегося мир, наблюдать, как поднимается и опадает, словно огромный вздох, пелена тумана на горизонте. Вдвойне приятно встречать утро, впиваясь зубами в свежепожаренный гриб-лисичку :-)

Израсходовав остатки профильтрованной воды, мы оперативно спаковались и двинулись по направлению к Петушкам. По дороге Большая Грибная Охота продолжалась — мы нашли несколько прекрасных благородных белых грибов и козлят. На подходе к Петушкам мы с Ромой натолкнулись на пару яблонь и отдали им дань уважения, слопав несколько яблочек.

Самый большой кайф ждал нас в городе — продуктовый магазин. Мы с Киром двигались в авангарде группы, поэтому первыми успели в него забежать. Кир купил на всю группу две большие грузинские лепешки, полкило вареной колбасы, кетчуп и двухлитровую бутыль Кока-Колы, и мы устроили пир, не отходя от стен магазина. Наблюдать, как на усталых лицах ребят расплываются сытые улыбки — бесценно.

Наконец, насытившись, группа быстрым шагом дошла до вокзала, где погрузилась на  поезд «Москва-Петушки» и спокойно вернулась в домой.

Примечание Ди (бессмысленное и беспощадное): Очень забавно в состоянии усталости и эйфории было лицезреть на одном из деревенских домиков надписи следующего содержания: “Боишься смерти? Можно подумать, ты живешь.” и “Скоро здесь будет лес…” Такие вот странные проводы получились.

Выводы и всё такое

Подведу итог данной вылазки с точки зрения организации своего быта и снаряжения.

Во-первых, рюкзак в такие вылазки лучше брать а) проверенный, б) максимально легкий, в) по возможности с наружными креплениями а-ля MOLLE. В вылазках, подобных нашей, очень многое можно собрать, поэтому чем больше можно закрепить на рюкзаке, тем лучше. Ну и, понятное дело, очень не хочется, чтобы от рюкзака в самый ненужный момент оторвалось какое-либо крепление.

Второе. Про преимущества консервированной еды перед сублиматом в условиях нехватки воды я уже писал. В Шушморе этот вопрос особенно остро стоит. Думаю, что в следующий раз я тоже возьму армейский сухпай — он себя очень хорошо показал.

Третье. Всегда нужно иметь запасной инструмент. Было очень неприятно лишиться в самом начале похода пилы, на которую лично я возлагал большие надежды. Топор или «силовой метод» не самая лучшая замена, когда хочется набрать дров так, чтобы о твоем присутствии не знали все в округе 5 километров.

И, наконец, и самое главное — безусловное доверие членам экспедиции. Если появляется малейшее чувство, что что-то не так, нужно говорить об этом. Походная группа это, можно сказать, маленькая семья, поэтому важно, чтобы было «чувство локтя» — понимание того, что в случае проблем тебя не просят, а помогут; и точно так же ты должен быть готов прийти на помощь товарищу. Именно этим и ценны сплоченные походные группы, по-моему :-)