Рассказы друзей. Wig: Пегрема на машине, 2019

Рассказ о путешествии ведет наша хорошая знакомая Wig. Фотографии и орфография автора.

Трое из лесу, не считая медведя (Пегрема на машине 2019)

Вместо предисловия

Жизнь путешественника иногда бывает тяжела. Но зато сколько приключений! В памяти остаются только яркие и светлые моменты. Не вспоминаешь о том, как плёлся сквозь лес, матеря тяжёлый рюкзак, мокрую снарягу и усталость. Вспоминаешь только чувство детского восторга, когда внезапно шёл-шёл, но вышел куда надо. Как купался голышом в озере (даром, что вода всего +13), как травил байки у тёплого костра (даром, что сначала надо было нарубить охапку мокрых дров), как спал в тёплой палатке (даром, что из-за карельского дождя, уже мокрой)…

Пегрема – заброшенная деревня в северном Заонежье. Деревня была ликвидирована как неперспективная в 60-х годах прошлого века. Однако, до этого тут многие столетия жили люди. Было найдено множество стоянок, а также следов землетрясений эпохи верхнего палеолита и неолита. Был даже найден палеовулкан. Некоторые утверждают, что именно вулкан является причиной того, что здесь до сих пор чуть теплее, чем в окрестностях. 

Помимо этого, Пегрема известна как «место силы», знаменитое своей так называемой «поляной идолов» эпохи раннего неолита. Поляна идолов – это своеобразные обрядовые камни. Им разные исследователи придают разный смысл в зависимости от исторических познаний и собственной фантазии. Один из таких исследователей уже 20 лет проводит короткое северное лето в окрестностях Пегремы. Помимо его стоянки, на десятки километров кругом нет постоянного жилья и дорог. 

Все нормальные люди добираются до деревни по воде. Возможно, мы были первыми людьми, которые проложили дорогу по суше за несколько лет. По крайней мере, последние джиперские отчёты, найденные в сети, были 5-летней давности.

Но обо всём по порядку.

Ранним августовским утром, мы выбрались из города К. республики Карелия, чтобы добраться в одну из местных деревень, которые находятся вдоль Долгой Губы Онежского Озера. План был простой: бросить машину, и заплатив местным за переправу, плыть на лодке прямо до заброшенной деревни.

К сожалению, этот план был обречён на провал. Мы проехали не менее трёх деревень, чтобы убедиться, что на лодке нас везти желающих нет. К сожалению, в деревнях остались одни старики, которым и с рыбалкой-то управиться сложно, не говоря уже о том, чтобы везти путешественников за 15 километров по далеко не всегда спокойной Онеге. 

Второй вариант добраться до Пегремы, был более чем авантюрным. Дело в том, что на карте «нормальная» дорога обрывалась примерно за 10 километров до выбранной точки. То же, что было обозначено как дорога, значилась как заброшенный зимник. Учитывая то, что деревню забросили 50+ лет назад, состояние этой дороги в наших умах оставляло желать лучшего. Итого 30+ километров по «зимнику» и 10+ пешком по азимуту. Затея сама по себе уже любопытная. 

Но кто же остановит приключенцев, которые решили приключаться !!

Сначала с дорогой всё было относительно нормально. Мы проезжали лесозаготовки, и дорога была хорошо наезжена тяжелой техникой. Затем  началась карельская каменка. 

Тот кто хоть раз её видел – поймёт, насколько это живописное зрелище для водителя. 

На дороге лежит куча страшных с виду валунов, но все они вполне объезжаемые. Через каждые 200-300 метров встречаются глубокие лужи, сами по себе нестрашные, но коварные. Штурманам пришлось вдоволь потрудиться, чтобы расчистить совсем уж внедорожные участки. И всё равно, несмотря на все предосторожности, камни периодически били по защите картера, а под конец мы даже потеряли часть обшивки двери (которая стоит на джип просто дохрена). 

Жалко что фото наших приключений не сохранилось (не до фото было), так что на фото всё более менее прилично.

В остальном дорога радовала. Вдоль неё никто не ходит (а кому ходить-то!?), и природа потихонечку забирает своё. Грибы растут прямо на дороге. Опята, лисички,  белые… Их можно собирать, не выходя из машины. А. с особым цинизмом собирала их, просто высунувшись из окна)

Под неспешный объезд препятствий и грибосбор, за 2 часа было преодолено всего несколько километров. Далее, найдя единственную подходящую полянку в окрестностях, мы приняли решение оставить машину. Идти предстояло километров 10. Теоретически. Практически расстояние увеличилось более чем в полтора раза.

Взвалив на плечи скраб, и предусмотрительно обрядившись в болотные сапоги, мы бодро почапали по дороге, которая становилась всё хуже и хуже. Где-то мы шли, проваливаясь по колено в лужи, где-то практически теряли обычные резиновые сапоги в жидкой топи. 

Пошёл лёгкий дождь.

Так мы и шли, пока не встретили медвежий след… След был свежий, и только начал расползаться в дождевую лужицу.

Конечно, медведь летом и медведь зимой – две большие разницы. Но рисковать нам не хотелось. Чем отпугивают животных задачливые туристы? Правильно, звуком! Но отпугиватель медведей — железную погремушку, мы благополучно оставили в машине. Поэтому мы приняли решение петь! 

Всю дорогу до места назначения мы орали песни. А это почти 5 часов. Вспомнили все песни: и старые походные, и детские считалочки, и что-то из русского рока, нашлось место даже шансону. Тот, кто не мог петь, просто периодически орал дурным голосом ))) Дело возымело эффект – больше свежих следов мы не видели, а живность наверняка распугали на многие километры кругом. 

Под нестройные песни нашего небольшого отряда, преодолевая болота и кусты, мы дошли до конца дороги. Дальше она просто кончилась. Лес поредел и началось поле, плавно переходящее в болото. На болоте красовались кустики клюквы, туча комаров вокруг нас стала ещё плотнее. А ещё активно смеркалось. 

Посовещавшись, мы приняли волевое решение просто идти по азимуту в направлении берега Онеги, прямо сквозь болото.

Маленькое отступление: разумеется, мы знали заранее, что там нет серьезных топей. Плюс к этому на кочках росли деревья с довольно глубокими корнями. Не имея этой информации, мы ни за что бы не стали переходить болото в сумерках.

Итак, матерясь на каждом шагу, кое-где проваливаясь по колено, не обращая внимание на клюкву и прочие раскинутые вкусности, мы ломились через заросшие дебри. Пару раз пришлось спасать сапоги, пару раз шугаться от кустов малинника (орать песни, спустя через три часа перехода, было всё труднее и труднее).

И внезапно вышли! 

Вышли, на очень старую деревенскую просеку, которая вывела нас прямиком к стоянке других туристов,  прямо под их обалделые очи.  Первый же вопрос в лоб был: «а как вы сюда попали!?», что неудивительно, так как все нормальные люди ходят сюда на лодке. 

Кстати говоря, позже ребята проявили настоящую туристическую солидарность, выручив нас на обратном пути. Передаю привет Варваре, Сергею и Алексею из Вологды, и надеюсь, что ничьих имён я не напутала )

Что делают туристки первым делом, после перехода по болоту? Ставят лагерь? Собирают дрова? Нет! Они идут купаться! И плевать на камни на дне, на +13 температуру воды, всё подождёт. Гигиена в первую очередь. 

Далее потратив какое-то время на лагерь, и вкусный суп, жуткое усталые, но довольные, мы легли спать. Стоит ли говорить, что ночью мы спали как убитые))

Утро следующего дня встретило нас лёгким карельским дождём и туманом. Позавтракав, и сделав необходимый моцион, мы пошли искать поляну идолов.

Скажу сразу, что, к сожалению, место не подтвердило мистических историй в свой адрес. Сам лес вокруг объекта представляет гораздо больший интерес, нежели чем сам объект. Этот лес звенит. Место настолько насыщенно по энергетике, что может любого человека, даже нечувствительного, сподвигнуть на практики. 

Но… на этом всё. 

Поляна идолов, которая преподносилась как апогей культового места, как ни странно, совершенно не впечатлила.

Мы нашли местного исследователя, Журавлева А.П. и за скромный взнос в «фонд музея Пегремы» он провёл нам экскурсию. Человек живёт на Пегреме полгода, ухаживая за раскопками (тут уже давно не копают, таблички что висят в лесу – целиком и полностью продукт деятельности вышеозначенного исследователя и его группы).

По его же словам, год назад сюда приезжали шаманы со всей России и место инициировали: заселяли духов в камни, ставили какие-то барьеры; в общем, вели бурную деятельность. 

Может быть, это была очень хитрая работа, но мы никаких её следов не почувствовали. По сравнению с той же Воттоваарой, камни на поляне идолов — это просто камни. Правда довольно симпатичные. 

Воззрения же исследователя Журавлёва, представляются мне спорными с точки зрения научной картины мира. Например, он относит период неолита к первому тысячелетию до н.э., опираясь на находки черепков. Конечно же, неолитическая революция как культурное явление в разных местах могла протекать по-разному, и вазы, как свидетельство разделения труда вполне могут свидетельствовать об этом. Но при уточнении мнения исследователя на этот вопрос (разделения труда), мы тут же получили гневные отповеди в сторону Капитала Маркса (причём тут он!?) и оказались внезапными коммунистами 😊 Возможно, это просто было личное.

Тем не менее, поляна идолов действительно красивая, поэтому фотографии получились хорошими. 

Вернувшись после долгой прогулки в наш лагерь, мы не обнаружили нашу вчерашнюю компанию. Коллеги туристы пошли на тримаране к дальним островам, однако обещали вернуться и оставили дежурного.

Так вышло, что мы прогуляли целый день. На следующий же день, было запланировано посещение самой деревни Пегрема.

К сожалению, она представляет собой грустное зрелище. Некогда величественные северные дома грустно доживают свой век, медленно разрушаясь. Несмотря на влажный и суровый климат, строились эти избы явно на века.

Сохранился деревенский погост с надгробиями, за которыми до сих пор ухаживают. Правда, скорее всего, уже не родственники, а немногочисленные археологи-восстановители старины.

Деревенская церковь – часовня Варлаама Хутынского возвышается на северо-западном мысе деревни. Церковь недавно отреставрировали в рамках возрождения храмов на русском севере. Отреставрирована хорошо и с душой. Служба происходит раз в год, на лодке приезжает батюшка и его приход. Полагаю, часть людей из этого прихода являются родственниками тех людей, которые были вынуждены покинуть Пегрему в 60-х.

Внутри церкви сухо и уютно, можно переждать непогоду, а при большой нужде – переночевать. 

Квадратный деревянный пол и тусклое освещение вызывает в памяти рассказы Николая Васильевича Гоголя, с его Вием. Впрочем, ничего такого мы делать не стали, не за тем ехали. 

Ещё побродив по окрестностям деревни, и вдоволь наевшись малины, мы отправились в лагерь. С утра надо было уезжать на другие приключения.

Нам очень повезло с соседями, делом доказавших туристскую солидарность и братство. Они согласились доставить нас на тримаране при почти полном штиле, до начала зимника на карте. Это примерно 8 километров. Расчётное время — почти 3 часа ходу по воде, и ещё столько же обратно до лагеря. Согласно карте, нам предстояло пройти ещё пешком каких-то 2 километра по относительно нормальной дороге до лесозаготовок, а затем столько же до машины. 

Тримаран – интересная штука, требующая сноровки управления парусом. Идёт он только когда есть ветер. Попутный ветер – лучше всего, но можно  развернуть парус и идти на боковом или даже встречном ветре.

Разумеется, идти 3 часа по холодной воде не хотелось, хотелось быстрее и с ветерком. Тут и открылся главный секрет управления тримараном. Хочешь плыть быстро – вызывай ветер! 

В результате, разогнав скорость до 10 километров в час, при стартовых 1.5, дошли мы довольно быстро. 

В какой-то момент, возникло стойкое ощущение, что мы почти на месте и дальше плыть не надо, хотя gps предлагал пройти ещё немного. Мы приняли решение забить на ненадёжные карты  и высадиться чуть раньше. И мы не прогадали. 

Вместо 4-х означенных километров, мы шли пешком чуть меньше километра по широкой дороге, практически до машины. Судя по протектору шин, сюда приезжают рыболовы-рабочие, которые работают на лесозаготовках. 

Погрузив наши нехитрые котомки, уже без песен, мы поехали в противоположном направлении. Впереди нас ждала Вотоваара и другие приключения.

(с) Wig

Добавить комментарий