Мещеры (Шушмор), май 2018. Первый тренировочный.

Мы вернулись из первого тренировочного похода сезона 2018!

В этой заметке вы можете прочитать отчеты участников похода, а так же посмотреть некоторые фото :)

Поход в изложении сэра Кира:

Выдвинулись мы в 9:20 утра с Казанского в Шатуру. Утро я помню слабо, потому что оно все превратилось для меня в два вопроса: «Чтоязабыл?» и «Гдевыпитькофе?» В электричке кто-то спал, кто-то болтал, кто-то доедал завтрак. В общем, ехали себе и ехали, пока не приехали.

Уже на подъезде к Шатуре у сэра Ромы возник вопрос — а не переплатил ли он за проезд, взяв полный билет? На что Чиффа возразила, что сэкономил он по нынешнему курсу «даже таки не шекель». После такого возражения сэр Роман, как истинный грек арабского разлива и российского производства, возмутился и перестал считать гешефт.

От станции мы взяли такси до Мишеронского, куда вскоре и прибыли. По дороге были утрачены: забытая в такси куртка сэра Макса и часть моих нервов, когда я, сокрушаясь по поводу качества ям (дорог), вдруг заметил как на входе в плавный поворот на скорости 120 км/ч мимо пролетел знак «не более 40».

Дождавшись всех трех такси (нас было 8 человек) и восславив Тыкву в устной форме (очередная наша всеклубная ересь), мы вошли в лес. Пройдя с километр по «стеклянной дороге», получившей свое название за разбросанные на ней куски красивого кварцевого стекла, мы остановились, переоделись, обвесились ножами, попшикались спреями, обмотались банданами, попугали новичков байками про клещей и волков и наконец-то двинулись в путь.

Не буду вдаваться в детали наших бросков и чаепитий на стоянках, остановок для фотографии и видеосъемки и так далее. Скажу лишь, что под мысленный (но хорошо понятный) мат нагруженных рюкзаками людей, бороздящих половодье ниже урочищ Курилово и Бажаново, мы добрались до ночевки.

Место для лагеря выбирали довольно долго — маршрут был новым, никто из нас ранее не ходил по нему, хотя саму местность за пять лет вылазок в Мещеры мы изучили неплохо. Дело в том, что вечер и сумерки нас застали среди болот. Встать, в общем-то, было негде и мы приняли решение идти до первой сосновой рощи.

Корабельные сосны — это такие специальные лесные указатели, по которым можно понять, что вот в этом конкретном месте леса самая маловероятная проблема — это утонуть. Однако, с первым сосновым бором нам не повезло. Мы как-то упустили из внимания, что сейчас начало мая, а значит — сыро везде. Потоптавшись по редкому явлению под названием «сосновое болото», мы пошли дальше уже в сумерках и через метров семьсот нашли вполне приличный бор, растущий на острове с трех сторон окруженном болотами, а с четвертой — нашей дорогой. Там и встали, растянув четыре гамака, чтобы восемь человек могли спать в две смены.

Ночью мы установили фотоловушку, а потом я фотографировал Луну и звезды (зря что ли пер с собой соньку?). Остальное время мы посвятили глубоким беседам, плавно переходящим от анекдотов к астрофизике и обратно, за что спасибо Чиффе :) А, чуть не забыл. Сэр Рома и мисса (жаргон Клуба) Света встретили неподалеку от лагеря дерево, которому они не понравились настолько, что оно встало и ушло :) Как это случилось и почему — нам неведомо, но будучи осведомлены о мягком и покладистом характере энтов (живые деревья из сказок Толкина), а так же об их исключительно сказочной природе, мы не стали по данному поводу напрягаться. Периодически сверкающие на болотах глаза животных и явно слышимый хруст ломающихся под чьими-то тяжелыми тушами сучьев нас волновали куда больше. Однако, обошлось без личных встреч с этим массивным зверем.

Сэр Рома:

Во время стоянки один из членов команды «познакомился» с деревом, которое встало и ушло. Нет-нет-нет. Мы употребляли исключительно здоровую пищу и напитки. Просто там деревья такие, непостоянные.

Ночью спали плохо, потому что гамаки были довольно далеко от костра, а погода нам обеспечила стабильные +8 градусов на протяжении ночи и раннего утра. В летних одежках особо не поспишь. Поэтому на завтрак все сползлись в состоянии помятом, а после утреннего дождя — еще и малость отсыревшими. Поели, переждали очередной дождик и двинулись в путь.

В пути мы обсуждали вселенские проблемы вроде открытия ларька с шаурмой на этом маршруте, поливали миссу Нику водой из котелка, снимали макро фото и посмеивались друг над другом в связи с забавными походками в стиле пингвинов и медведей. Пару раз попали под основательный дождь, промокли, высохли, снова промокли и снова высохли.

Эта идиллия продолжалась до тех пор, пока мы не пришли к тому месту, где дорога на берегу Клязьмы «раздвояйца». Одна ветка пути идет вдоль берега на Петушки, а вторая ведет в обход поля все в те же Петушки. Но мы снова забыли про сезон. Дороги не было. Была Клязьма. Шириной с Волгу в верховьях.

Пришлось искать обход.

На самом деле, мы практически были готовы раздеться и перейти сто метров воды по пояс в брод, но нас остановили две вещи. Первая — температура воды предположительно равнялась градусам восьми, а это ни фига не Красное Море — можно и переохладиться. Вторая — мисса Ника рассказала нам «кулстори» про мужика, который нечаянно поймал щуку на… ну, в общем, не совсем на червяка. В принципе, нам хватило бы и первого пункта, но второй прямо-таки помог принять окончательное решение идти в обход :)

Читерство у нас в крови, поэтому мы не просто пошли в обход, мы его еще и срезали, получив массу острых ощущений, перебираясь через болото и речку по заброшенной пару лет назад бобровой плотине и далее — по упавшему в воду бревну. Перебрались и даже не промокли, в связи с чем бурно порадовались и поаплодировали друг другу.

Сэр Рома:

Точка выхода из леса из дороги превратилась в «прекрасный» водоём, понудивший нас искать пути обхода, ибо возвращаться назад (а это без малого 30 километров) желание было мягко говоря минимальным. Найденный обходной путь составил 4 километра. Каждый из походников, я уверен, про себя вспомнил чью-либо матушку по такому случаю, но делать было нечего и мы двинулись в путь. Но лень — великая сила. Именно она побудила меня и одну миссу — весьма опытную походницу предложить срезать, найдя место для переправы, не преодолевая лишних километров и не теряя своих драгоценных жиров. Надо сказать, такое место было найдено довольно скоро. Однако оно потребовало некоторых эквилибристических навыков от всех присутствовавших. И вот, с рюкзаками на перевес, рискуя лишиться опоры под ногами, а вместе с ней и сухой одежды, участники нашего каравана, демонстрируя навыки растяжки, прыгают с палки на кочку и далее по узенькому деревцу перемещаются на противоположный берег. А вы говорите Форт Боярд… Удачное завершение сего манёвра было сопровождено овациями.

Ну а дальше все было просто — шли-шли и пришли. Заскочили в магазин на станции, откушали мороженого и сели в электричку, где всю дорогу кошмарили пассажиров своим видом и (предположу) запахами :)

Поход в изложении миссы Ники:

Нас было 8: 2 фотографа, 1 носитель гоу про, остальные на подхвате. Рюкзаки в районе 10 кг, где самое тяжелое — 3 литра воды на человека. Целью было изведать маршрут, растрястись после зимы и собрать фото-видео материал.

Электричка — такси — лес.

В первый день погода была солнечной и тёплой. Даже змеи повылезали — встретили 2 медянок, одна была совсем мелкой и здорово походила на удлинённого червя. Мы бодро шли по дороге, периодически обходя лужи поменьше и побольше. Бодро шли с редкими остановками, ведя между собой разговоры и распугивая птиц. Даже увидели бобра. Периодически встречали уазики охотников и подготовленные внедорожники. Даже начали обсуждать идею открытия шаурмачной посреди леса, народу-то много тусит.

В первый день прошли около 15 километров.

Вечером искали место стоянки. И таки да, не сразу, но нашлось,

где повесить гамаки. На деле, брать летние гамаки было не самой лучшей идеей. Вечером было градусов 7 и условно тепло было только в гамаке, на который дул дым костра. Зато дышать в нем было тяжко, настоящий газенваген, из него я кстати вывалилась в полусне, изрядно повеселив дежурных.

4 часа на дежурство, 4 на сон. За ночь не выспался, по-моему, никто, зато все вели крайне интересные разговоры, сквозь дрёму мне запомнилось обсуждение физики устройства чёрных дыр.

Утром двинусь дальше по маршруту, нам предстояло километров 20. Было пасмурно и не так тепло, как в первый день. Кое-кто помянул дождь, и дождь пошёл. Обрушился я бы даже сказала. Периодически останавливаясь и начинаясь снова, ведя себя крайне неопределённо. Мы надели спасительные дождевики и двинулись дальше. На привале попала под опрокидывание котелка, кроме джинсов никто не пострадал, зато было смешно.

Уже на финишной прямой обнаружили, что дорогу перегородило озеро. Почесали затылки, начали обдумывать идти вброд, но тут я некстати вспомнила историю как одному мужику щука в причинное место вцепилась во время купания, и благородные сэры решительно начали искать обходной путь. Зато погода стала опять как в первый день.

Ближайший обходной путь пролегал через болото и реку. Выполняли веселые акробатические трюки и перебирались по подобию бобровой плотины. Никто даже не замочил ноги, чем мы крайне горды.

Дальше было просто. Вышли на дорогу, шли пока не дошли до ж/д вокзала.

Впечатлений масса, ноги уставшие. Жаль было только 2 дня, хотелось бы побольше времени провести с походным клубом в живописном месте.

Поход в изложении миссы Светы:

Надо сразу сказать, что этот поход был одним из самых запоминающихся.

Мы добрались до точки входа в лес. После небольшого инструктажа, подготовки и разбора оборудования для съемки, мы выдвинулись по маршруту, который составлял ~35 км по лесным дорогам Шушмора. Пейзажи сосен сменялись березовыми затопленными рощами. Моря и океаны, разлившиеся на песчаных дорогах, сменялись мостами через реки и ручьи. На песках было много разных следов животных: лоси, кабаны, волки…

В такой теплый день на открытую местность выползли различные змейки, коих удалось даже заснять. Мы встретили медянок и ужика. На большом болоте мы также видели дворец (а иначе это не назовешь) бобров. Из-за деревьев, на расстоянии 15 метров взлетали зазевавшиеся птицы. На очередной переправе в попытках преодолеть протоку, было безуспешно накидано несколько бревен. При этом сэр Иван, преодолев первым ручей по накиданным бревнам-веткам, инструктировал каждого следующего участника нашей небольшой группы о подвижности или надежности «рогатулинок». Первый обед в полевых условиях был из полуготовой еды (вот такая еда для походников в «Сплаве») и кофе с дымком.

Из обсуждений было, пойдем ли мы смотреть древнюю церковь или нет. Было решено пройти лишь по погостам деревень, т.к. до заката было не так много времени, а надо было преодолеть болота и выбрать место для ночлега засветло.

К моему удивлению на местах погостов не осталось ни одного домика или того, что напоминало бы о присутствии в этих местах людей, лишь очертания заброшенного колодца, холмик и памятный крест.

Пройдя по самым разжиженным и заилистым дорогам на маршруте, мы наконец-то вышли на перекресток в сосновом лесу, где сделали привал и поиграли в обезьянок. А через некоторое время, преодолев еще с десяток луж и в полной мере насладившись заболоченной местностью, мы начали искать место для ночлега. Сосняк, поросший брусникой, оказался затоплен, а березовую рощу отбраковали из-за мрачности и отсутствия мест для гамаков. Через метров 200 нам повезло найти-таки удачное место для ночлега. Через минут 15 уже висели гамаки, через 20 горел костер, а через 30 был готов чай/кофе. Периодически сверху моросило, но настроение было самое довольное.

Ночью, побродив в темноте с сэром Романом, я остановилась подумать на открытом пространстве. Через минуту, слыша слева и сзади шорохи, обернулась посмотреть, что же там. Представьте моё удивление, когда сзади себя я обнаружила небольшое дерево, которое было в другом месте. В темноте я еще силилась рассмотреть его первоначальное положение.

Ночные беседы и фотосъемка звезд и луны очень приятно разбавило время ночного дежурства. Разговоры о дырявой физике, мнимых числах, вероятностях и черных дырах всегда довольно увлекательны и тревожат воображение. Не знаю как кто, но ночью я даже не вспомнила о теплойдах, т.к. одевалась в поход с расчетом дождливой ночи. Тем не менее, просыпаться было сложно. А сбор лагеря проходил под накрапывающим дождем. Вышли мы к Большой Ушме также под дождем, из-за чего вид ее, лично для меня, был более впечатляющим. Еще бы несколько метров вниз темной воды с водоворотами и агрессивным течением пузырится и рябит от дождя – что может быть более привлекательным? )

Преодолев еще километров 15-20 и полив горячей водой миссу Гексу на привале, поев невкусной рисовой каши, пройдя не менее впечатляющий разлив Сеньги в слиянии с Клязьмой мы, наконец, вышли на финишный этап маршрута. Непроходимо затопленная дорога. Обход предвещал еще 4 км маршрута. Для уставших нас это было слишком, и мы отправились искать более короткую дорогу через болото.

Вы знаете, как развлечь походников? Это показать жирную наглую зеленую ящерицу. И вот уже вся группа бегает и ловит ее, совершая умопомрачительные броски. И всё ради пары красивых кадров )

Далее мы всё же нашли, где срезать. Прошли через гадючные болотные места по предательским кочкам и основательно подгнившим бревнам, по заросшему плюющем островку, найдя пару бобровых плотин, одна из которых оказалась вполне пригодной для переправы на твердую дружественную сушу. Для преодоления нам понадобились вся наша ловкость , смелость и е@анутость ))

Хоть мы и пришли уставшими на вокзал Петушков, повального сна в электричке не наблюдалось. Наоборот, большинство казалось вполне бодрым и веселым, хотя и жаловалось на мозоли.

Я думаю, этот поход запомнится надолго.