Фотоэксперимент. Старая пленка.

Решил я провести эксперимент — поснимать на старую пленку (просрочку).

Естественно, меня заинтересовала пленка — чем старше, тем «лучше». По мере изучения темы, сформировался ряд требований к пленке:

  1. Пленка должна быть черно-белой. Цветная пленка гораздо хуже переносит влияние времени и требовательнее к условиям хранения — велик шанс, что вся съемка будет вообще впустую.
  2. Пленка должна иметь невысокий «стартовый» ISO. Опять же, чем выше ISO, тем выше вероятность, что пленка «дохлая».
  3. Процесс проявки пленки (кто не в курсе, у разных пленок могут быть разные процессы проявки) должен быть доступен в настоящее время там, где я нахожусь.

Вооружившись этим списком, я начал поиски на Авито. Очень хотелось потестировать Orwo аж 1971 года, которая удовлетворяла всем моим требованиям, но… Химия для проявки этой пленки сейчас недоступна нигде, кроме Германии. Эксперимент мог выйти за все рамки бюджета ))

Пришлось остановиться на классической «Свеме» 1993 года. При этом, мне удалось добыть «Свему» и в 135-м, и в 120-м форматах, у обеих ASA 64 (что соответствует ISO 64). Проверил оба формата. При этом, узкую пленку пришлось наматывать вручную (она продавалась без кассет), что стало еще одним квестом на пути к цели. А 120-я шла сразу на катушках.

Первая попытка вышла таким комом, что отснятую пленку просто выбросил. На самом деле, виновато чисто мое рукожопие — не прочитал про особенности старой пленки в части выставления чувствительности.

Тут есть фокус. Для того, чтобы выставить правильный ISO на старой просрочке, нужно закладывать на каждые 10 лет примерно один «стоп» экспозиции, то есть делить значение ISO на два.

Например, если у вас пленка 1993 года (в 93-м у нее истек срок годности) с ASA 64, то вам надо «спуститься на три», а именно:

  1. 64/2 = 32
  2. 32/2 = 16
  3. 16/2 = 8

Итого, при среднем свете, вам надо снимать на эту пленку как будто у нее ISO 8. На ярком солнце вполне нормально выставить ISO 12 (проверено).

Есть еще одна проблема. Некоторые старые пленки «вуалят», то есть дают «мусор» или «шум». Если посмотрите галереи ниже, то увидите, что на 135-й пленке обошлось практически без шумов (для этого возраста), а вот на 120-й — столько шума, что прямо как фильтр какой-то наложен…

 

В общем, смотрите, что получилось :)

 

Фотоэксперимент «Свема-135, ASA 64», камера Leica R7:

 

Фотоэксперимент «Свема-120, ASA 64, камера Yashica MAT-124G»:

Добавить комментарий